Русский
English
Deutsch
Новости Контакты Обратная связь Вакансии Карта сайта

Поиск по сайту

Искать

Календарь новостей

Месяц: Год:
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      


Самолёт Ан-3Т

Гражданская продукция

Новости

Главная » Новости


100-летний юбилей Силина Михаила Афанасьевича

25.09.2012


 

     Этому трудно поверить, передо мной человек, который родился сто лет назад в царской России, парнем вовлечен, как миллионы других, в индустриализацию советской России, на его глазах происходило бурное развитие авиастроения. Начинал путь в армии авиамотористом легкомоторных самолетов, окончил начальником технико-эксплуатационной части авиаполка, летавшем на реактивных Миг-17, Миг-19. На наш ракетный завод, пришел менее чем за год до полета Гагарина, уволился в 1988 году, когда ракетно-космическая отрасль Советского Союза достигла вершины, осуществив запуск космического корабля многоразового действия «Буран».

 

     Михаил Афанасьевич Силин родился 26 сентября 1912 года на Дальнем Востоке, в четыре года семья переехала в Омск. Здесь в 1930-м окончил семилетку, затем фабрично-заводское обучение и начал работать на паровозовагоноремонтном заводе (ПВРЗ), который выполнял капитальный ремонт всех серий паровозов, пассажирских и товарных вагонов, изготавливал запасные части для других железнодорожных предприятий страны. Именно создание в 1896 году паровозоремонтных мастерских, ставших затем ПВРЗ, повлекло за собой строительство поселков Порт-Артур, Привокзальный, Сахалин, Рабочая слободка (Рабочие улицы). В войну здесь был организован танковый завод.

 

     На крупнейшее с многотысячным коллективом промышленное предприятие Омска пришел Силин. Работал и параллельно окончил в вечерней школе 8-й и 9-й классы. Военно-воздушным силам требовались молодые кадры. Силина в начале 1934-го призвали в военную авиацию. Окончил восьмимесячные курсы и стал авиамотористом, перед войной он уже старший авиатехник звена.

 

     Михаил Афанасьевич с восторгом рассказывал мне о штурмовике Ил-2: «Это летающий танк, бронирован мотор, бронирована кабина пилота. На немцев и японцев наводил ужас!» Память ветерана подводит, детали военных действий смыло временем, но на груди орден Боевого Красного Знамени, два ордена Красной Звезды, медали – За боевые заслуги, За победу над Японией… Награды красноречиво повествуют о его войне…

Июль 1942 года

     Заговорили о долголетии. «Я потому прожил столько лет, – утверждает Силин, – никогда постоянно не курил, не травил себя этой гадостью. Только, когда отправлялись мои летчики на боевые вылеты, было трудно сдержаться. Курил в томительном ожидании. С летчиками жили одной семьей. Они относились к нам на равных, понимая, что успех их полетов напрямую зависит от нашей работы, от состояния машины».

 

     В конце пятидесятых Хрущев категорично решил, что авиация свою роль выполнила, на первое место выходит ракетное вооружение. ВВС начали спешно сокращать. В 1959-го уволился в запас подполковник Силин. А в июле 1960-го устроился на наш завод, в 24-й цех контролером. «В нем чувствовалась военная, офицерская косточка, – вспоминает Силина заслуженный ветеран «Полета» А.Т. Комиссаров, – в выправке, в отношении к людям – уважительном, с пониманием. Рабочих называл на вы. Сам технарь до мозга костей, он и контролером был дотошным. Не проскочишь. Однако не из тех, кто найдет брак и, прежде всего, горд за себя – какой молодец! Силин не спешил обнародовать негативный факт, щадил самолюбие рабочего, но требовал устранения брака».

 

     Арифметика такая, что двадцать шесть лет Силин служил офицером в армии и ровно столько в общей сложности (был перерыв) отдал ракетно-космическому производству. В феврале 1988 года уволился с «Полета».

 

     «Здоровье всегда было хорошим, – признается ветеран, – и сейчас ничего не болит внутри – ни сердце, ничего, а вот ноги подводят. И слабость».

 

     Мы с Михаилом Афанасьевичем сидим на лавочке перед подъездом, разговариваем. И думается, какая огромная жизнь у этого человека, в нее вместилось пять лет дореволюционной России, 74 года советской власти, более 20 лет России постсоветской. Родился во Владивостоке, жил в Омске, служил в Биробиджане, на Украине, Таджикистане… И как настоящий мужчина своего времени воевал, работал, растил детей, внуков…

Август 2012 года

 

 

 



Последние статьи:

30.11.2018Центр Хруничева: ракета-носитель «Рокот» успешно вывела на орбиту спутники Министерства обороны России
23.11.2018Возвращаемся к гражданской продукции
16.10.2018Центр Хруничева может осуществить в 2019 году до 10 пусков «Протонов» и еще один испытательный старт «Ангары-А5»
08.10.2018Завершилась третья космическая спартакиада
01.10.2018День Машиностроителя
01.10.2018III отраслевая космическая спартакиада в Москве
19.09.2018ЦЕНТР ХРУНИЧЕВА: ЗАВЕРШЕНА ПОСТАВКА ИЗ ОМСКА В МОСКВУ КОМЛЕКТУЮЩИХ БЛОКОВ ДЛЯ СБОРКИ ВТОРОЙ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ «АНГАРА-А5»
28.08.2018Вопросы серийного производства ракет «Ангара» обсудили в омском филиале Центра Хруничева - ПО «Полет»
10.08.2018Центр Хруничева занял почетное второе место по итогам космической Cпартакиады-2018
24.07.2018С днем рождения, "Полёт"!

Новости

30.11.2018
Центр Хруничева: ракета-носитель «Рокот» успешно вывела на орбиту спутники Министерства обороны России

23.11.2018
Возвращаемся к гражданской продукции

16.10.2018
Центр Хруничева может осуществить в 2019 году до 10 пусков «Протонов» и еще один испытательный старт «Ангары-А5»


Правительственные награды

Орден ЛенинаОрден Трудового Красного ЗнамениОрден Октябрьской революции

ГКНПЦ
имени М.В. Хруничева
Государственная корпорация по космической деятельности
Министерство
обороны РФ
Разработка сайта
Дизайн-студия "RayStudio"
"ПО "Полет" – филиал АО "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева"
644021, г.Омск, ул. Б.Хмельницкого, 226
Факс: (3812) 39-72-40
E-mail: info.polet@khrunichev.ru