Русский
English
Deutsch
Новости Контакты Обратная связь Вакансии Карта сайта

Поиск по сайту

Искать

Календарь новостей

Месяц: Год:
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Самолёт Ан-3Т

Гражданская продукция

Новости

Главная » Новости


100-летний юбилей Силина Михаила Афанасьевича

25.09.2012


 

     Этому трудно поверить, передо мной человек, который родился сто лет назад в царской России, парнем вовлечен, как миллионы других, в индустриализацию советской России, на его глазах происходило бурное развитие авиастроения. Начинал путь в армии авиамотористом легкомоторных самолетов, окончил начальником технико-эксплуатационной части авиаполка, летавшем на реактивных Миг-17, Миг-19. На наш ракетный завод, пришел менее чем за год до полета Гагарина, уволился в 1988 году, когда ракетно-космическая отрасль Советского Союза достигла вершины, осуществив запуск космического корабля многоразового действия «Буран».

 

     Михаил Афанасьевич Силин родился 26 сентября 1912 года на Дальнем Востоке, в четыре года семья переехала в Омск. Здесь в 1930-м окончил семилетку, затем фабрично-заводское обучение и начал работать на паровозовагоноремонтном заводе (ПВРЗ), который выполнял капитальный ремонт всех серий паровозов, пассажирских и товарных вагонов, изготавливал запасные части для других железнодорожных предприятий страны. Именно создание в 1896 году паровозоремонтных мастерских, ставших затем ПВРЗ, повлекло за собой строительство поселков Порт-Артур, Привокзальный, Сахалин, Рабочая слободка (Рабочие улицы). В войну здесь был организован танковый завод.

 

     На крупнейшее с многотысячным коллективом промышленное предприятие Омска пришел Силин. Работал и параллельно окончил в вечерней школе 8-й и 9-й классы. Военно-воздушным силам требовались молодые кадры. Силина в начале 1934-го призвали в военную авиацию. Окончил восьмимесячные курсы и стал авиамотористом, перед войной он уже старший авиатехник звена.

 

     Михаил Афанасьевич с восторгом рассказывал мне о штурмовике Ил-2: «Это летающий танк, бронирован мотор, бронирована кабина пилота. На немцев и японцев наводил ужас!» Память ветерана подводит, детали военных действий смыло временем, но на груди орден Боевого Красного Знамени, два ордена Красной Звезды, медали – За боевые заслуги, За победу над Японией… Награды красноречиво повествуют о его войне…

Июль 1942 года

     Заговорили о долголетии. «Я потому прожил столько лет, – утверждает Силин, – никогда постоянно не курил, не травил себя этой гадостью. Только, когда отправлялись мои летчики на боевые вылеты, было трудно сдержаться. Курил в томительном ожидании. С летчиками жили одной семьей. Они относились к нам на равных, понимая, что успех их полетов напрямую зависит от нашей работы, от состояния машины».

 

     В конце пятидесятых Хрущев категорично решил, что авиация свою роль выполнила, на первое место выходит ракетное вооружение. ВВС начали спешно сокращать. В 1959-го уволился в запас подполковник Силин. А в июле 1960-го устроился на наш завод, в 24-й цех контролером. «В нем чувствовалась военная, офицерская косточка, – вспоминает Силина заслуженный ветеран «Полета» А.Т. Комиссаров, – в выправке, в отношении к людям – уважительном, с пониманием. Рабочих называл на вы. Сам технарь до мозга костей, он и контролером был дотошным. Не проскочишь. Однако не из тех, кто найдет брак и, прежде всего, горд за себя – какой молодец! Силин не спешил обнародовать негативный факт, щадил самолюбие рабочего, но требовал устранения брака».

 

     Арифметика такая, что двадцать шесть лет Силин служил офицером в армии и ровно столько в общей сложности (был перерыв) отдал ракетно-космическому производству. В феврале 1988 года уволился с «Полета».

 

     «Здоровье всегда было хорошим, – признается ветеран, – и сейчас ничего не болит внутри – ни сердце, ничего, а вот ноги подводят. И слабость».

 

     Мы с Михаилом Афанасьевичем сидим на лавочке перед подъездом, разговариваем. И думается, какая огромная жизнь у этого человека, в нее вместилось пять лет дореволюционной России, 74 года советской власти, более 20 лет России постсоветской. Родился во Владивостоке, жил в Омске, служил в Биробиджане, на Украине, Таджикистане… И как настоящий мужчина своего времени воевал, работал, растил детей, внуков…

Август 2012 года

 

 

 



Последние статьи:

08.08.2017«Полет» на «Рембате»!
25.07.2017Полет, с рождением!
24.07.2017С Днем рождения, "Полет"!
14.07.2017Умер Герой Социалистического Труда, ветеран ПО «Полет» Николай Иванович Сердюк
04.07.2017ПО «Полет» посетил министр промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области
03.07.2017Чемпионат профессионалов «Роскосмоса»
30.06.2017Центр Хруничева присоединился к Антикоррупционной хартии
28.06.2017Центр Хруничева возглавил Алексей Варочко
27.06.2017Центр Хруничева: Андрей Калиновский переходит на работу в «Роскосмос»
21.06.2017Супер-игра на все времена

Новости

08.08.2017
«Полет» на «Рембате»!

25.07.2017
Полет, с рождением!

24.07.2017
С Днем рождения, "Полет"!


Правительственные награды

Орден ЛенинаОрден Трудового Красного ЗнамениОрден Октябрьской революции

ГКНПЦ
имени М.В. Хруничева
Государственная корпорация по космической деятельности
Министерство
обороны РФ
Разработка сайта
Дизайн-студия "RayStudio"
ПО "ПОЛЕТ" - филиал ФГУП "ГКНПЦ им.М.В.Хруничева"
644021, г.Омск, ул. Б.Хмельницкого, 226
Тел/факс:(3812) 57-70-21, 51-00-87
E-mail: info@polyot.su