Русский
English
Deutsch
Новости Контакты Обратная связь Вакансии Карта сайта

Поиск по сайту

Искать

Календарь новостей

Месяц: Год:
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Самолёт Ан-3Т

Гражданская продукция

Новости

Главная » Новости


100-летний юбилей Силина Михаила Афанасьевича

25.09.2012


 

     Этому трудно поверить, передо мной человек, который родился сто лет назад в царской России, парнем вовлечен, как миллионы других, в индустриализацию советской России, на его глазах происходило бурное развитие авиастроения. Начинал путь в армии авиамотористом легкомоторных самолетов, окончил начальником технико-эксплуатационной части авиаполка, летавшем на реактивных Миг-17, Миг-19. На наш ракетный завод, пришел менее чем за год до полета Гагарина, уволился в 1988 году, когда ракетно-космическая отрасль Советского Союза достигла вершины, осуществив запуск космического корабля многоразового действия «Буран».

 

     Михаил Афанасьевич Силин родился 26 сентября 1912 года на Дальнем Востоке, в четыре года семья переехала в Омск. Здесь в 1930-м окончил семилетку, затем фабрично-заводское обучение и начал работать на паровозовагоноремонтном заводе (ПВРЗ), который выполнял капитальный ремонт всех серий паровозов, пассажирских и товарных вагонов, изготавливал запасные части для других железнодорожных предприятий страны. Именно создание в 1896 году паровозоремонтных мастерских, ставших затем ПВРЗ, повлекло за собой строительство поселков Порт-Артур, Привокзальный, Сахалин, Рабочая слободка (Рабочие улицы). В войну здесь был организован танковый завод.

 

     На крупнейшее с многотысячным коллективом промышленное предприятие Омска пришел Силин. Работал и параллельно окончил в вечерней школе 8-й и 9-й классы. Военно-воздушным силам требовались молодые кадры. Силина в начале 1934-го призвали в военную авиацию. Окончил восьмимесячные курсы и стал авиамотористом, перед войной он уже старший авиатехник звена.

 

     Михаил Афанасьевич с восторгом рассказывал мне о штурмовике Ил-2: «Это летающий танк, бронирован мотор, бронирована кабина пилота. На немцев и японцев наводил ужас!» Память ветерана подводит, детали военных действий смыло временем, но на груди орден Боевого Красного Знамени, два ордена Красной Звезды, медали – За боевые заслуги, За победу над Японией… Награды красноречиво повествуют о его войне…

Июль 1942 года

     Заговорили о долголетии. «Я потому прожил столько лет, – утверждает Силин, – никогда постоянно не курил, не травил себя этой гадостью. Только, когда отправлялись мои летчики на боевые вылеты, было трудно сдержаться. Курил в томительном ожидании. С летчиками жили одной семьей. Они относились к нам на равных, понимая, что успех их полетов напрямую зависит от нашей работы, от состояния машины».

 

     В конце пятидесятых Хрущев категорично решил, что авиация свою роль выполнила, на первое место выходит ракетное вооружение. ВВС начали спешно сокращать. В 1959-го уволился в запас подполковник Силин. А в июле 1960-го устроился на наш завод, в 24-й цех контролером. «В нем чувствовалась военная, офицерская косточка, – вспоминает Силина заслуженный ветеран «Полета» А.Т. Комиссаров, – в выправке, в отношении к людям – уважительном, с пониманием. Рабочих называл на вы. Сам технарь до мозга костей, он и контролером был дотошным. Не проскочишь. Однако не из тех, кто найдет брак и, прежде всего, горд за себя – какой молодец! Силин не спешил обнародовать негативный факт, щадил самолюбие рабочего, но требовал устранения брака».

 

     Арифметика такая, что двадцать шесть лет Силин служил офицером в армии и ровно столько в общей сложности (был перерыв) отдал ракетно-космическому производству. В феврале 1988 года уволился с «Полета».

 

     «Здоровье всегда было хорошим, – признается ветеран, – и сейчас ничего не болит внутри – ни сердце, ничего, а вот ноги подводят. И слабость».

 

     Мы с Михаилом Афанасьевичем сидим на лавочке перед подъездом, разговариваем. И думается, какая огромная жизнь у этого человека, в нее вместилось пять лет дореволюционной России, 74 года советской власти, более 20 лет России постсоветской. Родился во Владивостоке, жил в Омске, служил в Биробиджане, на Украине, Таджикистане… И как настоящий мужчина своего времени воевал, работал, растил детей, внуков…

Август 2012 года

 

 

 



Последние статьи:

07.06.201825 лет с момента выхода Распоряжения Президента Российской Федерации о создании ГКНПЦ им. М.В.Хруничева
25.05.2018Памяти С.С. Бовкуна
10.05.2018Митинг Победы
08.05.20189 Мая. С праздником!
08.05.2018С Днём Победы!
28.04.2018Праздник Весны и Труда!
26.04.2018Ракета–носитель «Рокот» успешно вывела на орбиту европейский спутник для глобального мониторинга окружающей среды
23.04.2018Под знаком двадцатилетия МКС
19.04.2018Центр Хруничева: ракета-носитель «Протон-М» успешно вывела на орбиту российский спутник
12.04.2018С Днём космонавтики!

Новости

07.06.2018
25 лет с момента выхода Распоряжения Президента Российской Федерации о создании ГКНПЦ им. М.В.Хруничева

25.05.2018
Памяти С.С. Бовкуна

10.05.2018
Митинг Победы


Правительственные награды

Орден ЛенинаОрден Трудового Красного ЗнамениОрден Октябрьской революции

ГКНПЦ
имени М.В. Хруничева
Государственная корпорация по космической деятельности
Министерство
обороны РФ
Разработка сайта
Дизайн-студия "RayStudio"
"ПО "Полет" – филиал АО "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева"
644021, г.Омск, ул. Б.Хмельницкого, 226
Факс: (3812) 39-72-40
E-mail: info.polet@khrunichev.ru