Эвакуация самолета АН-3Т с Южного Полюса
12.01.2005
Идея создания самолета АН-3Т возникла в середине 70-х годов. В июне 1975 года вышло постановление ЦК КПСС и Совмина СССР, которое предписывало МГА передать на баланс Киевского ОКБ новый АН-2 для переоборудования его в АН-3.
В декабре 1977 года вышел приказ МАП №313, определивший постройку первого АН-3 в 1978 году. Однако, из-за изменения позиции МАП самолет не был построен в заданные сроки.
Переоборудование самолета АН-2 в АН-3 было осуществлено в Киевском ОКБ в феврале 1979 года за счет внутренних ресурсов в условиях летно-испытательной базы в г. Гостомеле. Самолет был оснащен двигателем ТВД-20 Омского производства.
В 1986 году завершен первый этап Государственных испытаний самолета АН-3. Второй этап Государственных испытаний проводился с первого квартала 1988г. по второй квартал 1989 года после доведения ресурса двигателя ТВД-20. В дальнейшем , из-за изменения экономической ситуации в стране интерес к самолету АН-3 угас.
Вновь к вопросу постройки самолета АН-3 в рамках конверсии производства вернулись по инициативе Омского ПО "Полёт" и при поддержке администрации Омской области в 1993 году, когда было оформлено Постановление Правительства Р.Ф. от 30 мая 1993г. за № 506.
12 июля 1993г. вышел приказ Комитета Р.Ф. по оборонным отраслям промышленности за №237, предписывающий Омскому ПО "Полет" приступить, начиная с 1993 года, к переоборудованию самолетов АН-2 в самолеты АН-3, а Омскому моторостроительному объединению им. П.И. Баранова приступить к серийному выпуску двигателей ТВД-20. Но из-за отсутствия финансовых средств постройка первого АН-3 вновь затягивалась.
В июне 1997 года в Омске на совещании с участием представителей 18 промышленных предприятий стран СНГ было принято решение о начале серийного переоборудования АН-2 в транспортные АН-3. Для реализации этого решения администрация Омской области предложила инвестиционный проект, куда были привлечены средства промышленных предприятий г. Омска.
В результате в 1998 году был построен первый опытный самолет АН-3Т на Омском ПО "Полёт" и получен на него специальный Сертификат летной годности экспериментального воздушного судна от 13 июля 1998 года за № ССЭ 8-АН-3Т. Самолет получил бортовой номер 9801.
Постройка первого опытного самолета позволила провести на нём целую серию сертификационных испытаний. 31 августа 2000г. на самолет АН-3Т был получен сертификат типа № СТ 191-АН-3Т, а чуть ранее, 24 марта 2000г. был получен сертификат типа по шуму на местности № СШ 112-АН-3Т, выданные Межгосударственным авиационным комитетом.
22 мая 2001г. было получено дополнение № 1 к карте данных сертификата типа № СТ 191-АН-3Т для перевозки 9 пассажиров.
4 июня 2001г. было получено дополнение к сертификату типа № СТ 191-АН-3Т/Д1 для самолета АН-3Т на лыжном шасси.
22 ноября 2001г. было получено дополнение к сертификату типа № СТ 191-АН-3Т/Д2 на самолет АН-3Т в сельскохозяйственном варианте.
28 августа 2002г. было получено дополнение к карте данных (издание № 4) сертификата типа № СТ 191-АН-3Т для самолета АН-3Т в лесопатрульном варианте.
В декабре 2001 года, в порядке рекламы летно-технических характеристик, экспериментальный самолет АН-3Т № 9801 совершил успешный перелёт на Южный Полюс со станции Пэтриот Хиллз. Однако, в связи с возникшими после посадки на Южном Полюсе неисправностями маршевого двигателя и резким ухудшением погоды самолет был вынужденно оставлен на Полюсе в районе полярной станции Амундсен Скотт.
В сентябре 2004 года по инициативе известного полярника Чилингарова А.Н., поддержанной Председателем правительства Омской области Полежаевым Л.К., было принято решение о разработке программы эвакуации самолета АН-3Т с Южного Полюса путём перелёта его до станции Пэтриот Хиллз.
В разработке программы активное участие и поддержку проявило Киевское АНТК им. О.К. Антонова и лично Генеральный конструктор Балабуев П.В. Для разработки программы были привлечены специалисты Ассоциации полярников, ФГУП ПО "Полёт", ОАО ОМКБ и ФГУП ОМО им. П.И. Баранова.
Программа предусматривала замену маршевого двигателя ТВД-20-01, навигационного и радиотехнического оборудования, резинотехнических изделий , а также оценку технического состояния самолета с использованием неразрушающих методов контроля.
Для выполнения указанной программы на Южный Полюс была командирована объединённая бригада специалистов в составе 17 человек, включая 4-х членов экипажа АНТК им. О.К. Антонова.
В период с 27 декабря 2004г. по 3 января 2005г. бригада специалистов выполнила весь объем работ по программе, произвела наземную отработку всех систем и осуществила контрольный облёт самолета в зоне полярной станции Амундсен Скотт. 11 января 2005г. был осуществлен беспосадочный перелёт самолета АН-3Т № 9801 с Южного Полюса до станции Мак Мёрде на побережье Антарктиды с расстоянием 1400 км.
Сложившийся таким образом эксперимент показал реальную возможность эксплуатации одномоторного самолета АН-3Т в экстремальных условиях низких температур и высокогорья. Он имеет большую практическую и научную ценность , так как позволит после проведения специальных исследований конструкции планера и его систем значительно расширить эксплуатационные возможности данного типа самолета . А это, в свою очередь, даст возможность расширить сферу применения самолета АН-3Т, особенно в условиях восточных районов Сибири и Крайнего Севера Р.Ф.
Последние статьи:
|