Русский
English
Deutsch
Новости Контакты Обратная связь Вакансии Карта сайта

Поиск по сайту

Искать

Календарь новостей

Месяц: Год:
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      


Самолёт Ан-3Т

Гражданская продукция

Новости

Главная » Новости


Покорители космоса

13.08.2010


- Какова статистика запусков ракеты-носителя «Протон» в последние годы?
- Если в течении 2005–2007 годов мы выполняли по 7 пусков наших ракет-носителей в год, то в 2008-м мы сделали рывок и вышли на рекордный показатель - 14 пусков. Этот результат достигался нами единственный раз в 2000 году. И примечательно, что в 2008-м мы по грузовому потоку вывели каждый третий килограмм мирового грузопотока в космос, т.е. больше 30%. В 2009 году мы установили рекорд по запускам: запустили 15 ракет-носителей пяти различных типов. Это уникальное достижение.
На мировом рынке запусков, если взять пятигодовую программу, мы занимаем 26% мирового рынка запусков по грузопотоку - т. е. четверть мирового рынка запусков по грузопотоку осуществляется ракетами-носителями ГКНПЦ.
После нашей последней неудачи в течение 22 месяцев мы успешно запустили 23 ракеты-носителя «Протон». Это тоже своеобразный рекорд - мы никогда не добивались таких результатов.
По состоянию на 1 августа 2010 года осуществлено 9 пусков ракет-носителей производства ГКНПЦ имени М.В. Хруничева.
7 пусков ракет-носителей «Протон», в результате которых на орбиту были выведены 9 космических аппаратов: 5 космических аппаратов «Intelsat-16», «Echostar-14», «AMC-4R» (SES-1), «Arabsat-5B» (BADR-5), «Echostar-15» в интересах иностранного заказчика; 3 космических аппарата «Глонасс» в интересах развертывания одноименной спутниковой группировки; 1 космический аппарат в интересах Министерства обороны РФ; 1 пуск ракеты-носителя «Рокот», в результате которого на орбиту выведен японский космический аппарат «Servis-2»; 1 пуск ракеты-носителя «Космос-3М», в результате которого на орбиту был выведен космический аппарат в интересах Министерства обороны. В настоящее время на космодроме Байконур идет подготовка к запланированному на сентябрь запуску с помощью ракеты-носителя «Протон-М» космических аппаратов «Глонасс».
Планируется, что в 2010–2015 годах мы выйдем на показатель 19-20 пусков в год. Все это потребует колоссальных усилий, большой производственной и организационно-технической подготовки.


- Каковы на сегодня тенденции по интегрированию структур в ГКНПЦ имени Хруничева?
- Производственное объединение «Полет», вошедшее в наш состав, - это ракетный завод с очень богатыми традициями, высококвалифицированным персоналом, который в свое время практически полностью потерял государственный заказ. Если бы мы его не присоединили к себе, он был бы однозначно банкротом. А после присоединения он нам очень помог, т. к. огромный объем работ ракетно-космического завода в Москве был передан именно на «Полет». Причем передан достаточно безболезненно, потому что там был подготовленный персонал, и благодаря тому что мы получили дополнительные производственные мощности этого предприятия, мы смогли поднять объемы производства ракеты-носителя «Протон». Поэтому этот завод в Омске является вторым ракетным заводом центра и осуществляет исключительно полезную деятельность для его существования.
Следующее предприятие, вошедшее в наш состав, - ОАО «Протон – Пермские моторы» (ОАО «Протон-ПМ»). Это предприятие для нас знаковое, т. к. выпускает двигатели первой ступени ракеты-носителя «Протон», и в перспективе планируется часть двигателей РД-191 делать на этом предприятии. При помощи ВТБ, лично А.Л. Костина - председателя правления банка, нам удалось приобрести контрольный пакет акций этого предприятия. Сейчас у ГКНПЦ почти 98% акций, т.е. предприятие практически полностью принадлежит нам и, надо отдать должное, отвечает взаимностью с точки зрения объема производства.
ФГУП « Воронежский механический завод» - тоже знаковое предприятие для отрасли, которое находилось в чрезвычайном финансовом положении. ВМЗ осуществляет изготовление двигателей для второй и третьей ступени ракеты-носителя «Протон», для третьей ступени РН «Союз» и двигателя для разгонного блока РН «Зенит».
ОАО «Конструкторское бюро химавтоматики» находится на одной площадке с ВМЗ и в течение многих лет связано производственной и конструкторской деятельностью.
ФГУП «Конструкторское бюро химического машиностроения имени А.М. Исаева» делает двигатели для разгонного блока «Бриз». Там также была тяжелая ситуация с точки зрения объемов производства. Мы на руководящие посты назначили своих сильных менеджеров, и им удалось при помощи средств ГКНПЦ осуществить за 2,5 года повышение объемов производства изделий в 2,5 раза.
Присоединив эти предприятия, мы закончили первый этап формирования нашей интегрированной структуры. Причем результаты этой интеграции привели к следующему. Если раньше центр делал для РН «Протон» и РБ «Бриз» собственными силами всего 30% собственного объема, то сейчас после присоединения производителей двигателей мы стали делать 65% от общей стоимости изделия. Тем самым, полностью осуществили по наиболее сложным составным частям независимость от возможных конъюнктурных решений менеджеров других предприятий. Это очень важно. Это позволило нам подняться с производства 6 ракет в год до 11 в прошлом году и до 12-13 в следующем.
Вот вам пример эффективной интегрированной структуры. Все основные смежники, которые являются главными звеньями в технологии производства, оказались в едином производственном цикле при едином руководстве.
Теперь хотел бы сказать, во что это обошлось Центру Хруничева. В сумму входят долги по кредитам, по налогам и т.д. В общей сложности основные платежи были проведены до середины прошлого года. Центром Хруничева 10,5 млрд. ру. были направлены на то, чтобы обеспечить нормальное функционирование присоединенных предприятий, нормальное производство ракеты-носителя «Протон».

 

- Каковы объемы производства вашего предприятия сегодня?
- По сравнению с 2005 годом почти в 2,6 раза мы подняли объемы производства, а в объеме реализации продукции - более чем в 3 раза.
Если в 2005 году мы делали 11 изделий ракетно-космической техники различного типа (ракет-носителей, разгонных блоков, космических аппаратов), то в 2009 году – 25 изделий. 30 изделий намечены на 2010 год, то есть мы планируем и дальше увеличивать объемы производства.

 

- Как развивается коммерческая деятельность центра?
- В общей сложности мы имеем дело с 45 иностранными фирмами из 22 стран мира.
К примеру, возьмем 2005 год. Мы получили 198 млн. долл. по коммерческим запускам. В 2009-м - уже 584 млн. долл. Именно эти средства от коммерческой деятельности позволили нам вкладывать средства в присоединенные предприятия. Если бы не было такого увеличения потока, то не было бы и интегрированной структуры.
Начиная с 1994 года 4,3 млрд. долл. были принесены стране ракетой-носителем «Протон». Не только Центру Хруничева, а всей стране, так как ракета делается не одним предприятием.
В 2011 году, при наличии имеющихся контрактов, мы достигнем рубежа в 6 млрд. долл. А если взять и другие международные программы, то в общей сложности мы переходим на цифру принесенных доходов в более чем 6 млрд. долл. самой высокотехнологичной продукции.


- Как на предприятии проводится техническое перевооружение?
- Для нас вопрос технического перевооружения является вопросом жизни или смерти. Мы с 2006 года, несмотря на все трудности, связанные с интеграцией, начали из своих собственных средств заказывать новые станки, технологические центры. И в 2006 - 2009 годах мы истратили своих собственных средств 2,6 млрд. руб.
В течение двух лет мы убеждали правительство, что нам нельзя делать «Ангару» на старом оборудовании, и нам было выделено по программе ОПК 9,4 млрд. руб. Из них мы в прошлом году получили 3,2 млрд. В результате, истратив почти 6 млрд. руб. собственных и государственных средств, нам удалось приобрести 4.147 единиц оборудования, которые достаточно равномерно распределены между всеми предприятиями, входящими в состав ГКНПЦ.


- Расскажите о новом ракетно-космическом комплексе «Ангара».
- По поводу «Ангары» достаточно много говорят, например, что это «замороженная стройка века», что прошло семнадцать лет, а ракета до сих пор на испытания не вышла. Все это, конечно, с одной стороны, правда, а с другой стороны - чистое лукавство. Да, действительно документы были подписаны в 1993-м, в 1995-м вышло постановление правительства. В 2005 году мы обязаны были запустить «Ангару» с космодрома Плесецк. Но я вам раскрою маленькую тайну: к тому моменту, когда мы должны были выходить на завершающие стадии испытаний, нам было выделено ни много ни мало 17% общего объема финансирования.
Когда наконец-то пошли нормальные деньги от государства и нашего заказчика - Министерства обороны, значительно быстрее стали реализовываться все основные этапы опытно-конструкторской работы по созданию проекта «Ангара». В течение последних 5 лет, к концу 2009 года, мы вышли практически по всем показателям на 90, 95–97%. Когда появляются финансовые ресурсы, то при нормальном научно-техническом потенциале головного разработчика можно сделать достаточно быстро большой сложности ракетно-космический комплекс. Я думаю, что ракетно-космический комплекс «Ангара», наверное, после «Энергии» и «Бурана» является самым большим и серьезным успехом России за последние 20 с лишним лет.
Автономные испытания у нас проведены на 97%, комплексные испытания сборок и отсеков ракеты-носителя к первому кварталу 2011 года планируем завершить. Есть понимание, что это будет сделано.
Разработка маршевого двигателя РД-191. Всегда при создании космических ракетных комплексов создание двигателей является наиболее сложной научно-технической задачей и более длительной. Мы практически наработали уже около 25 тысяч секунд, вышли на межведомственные испытания, и выполнение работы можно оценить как 99%.
Разработка маршевого двигателя РД-0124А. Здесь мы наработали с учетом того, что он работает как на «Союз-2» (РД-0124), так и у нас на «Ангаре», уже около 35 тысяч секунд. РД-0124 уже трижды был использован при стартах РН «Союз-2», таким образом, проведены на нем летные испытания. Выполнение работ по двигателю можно оценить в 94%.
Объем выполненных работ по отработке системы управления оцениваются в 93%.


- Что можно сказать об изготовлении и монтаже наземного технологического оборудования?
- К сожалению, когда мы подписывали контракт, у нас были индексы-дефляторы Министерства обороны, которые не соответствовали индексам-дефляторам МЭРТ, а индексы-дефляторы МЭРТ не соответствовали реальному состоянию жизни. В результате этого образовался дефицит финансовых средств на ОКР. И весь дефицит вылился в то, что мы никак не можем до конца осуществить заказ части необходимого оборудования, которое нужно в Плесецке.
Меня все спрашивают, когда будут летные испытания. Летные испытания будут через два с половиной года после получения дополнительных средств.
В настоящий момент распоряжением правительства средства выделены. Будем ждать, если поправка в бюджет пройдет по результатам чтений в Госдуме, то, надеемся, еньги будут получены в этом году. Тогда с началом 2013 года выходим на летные испытания.
Фактически можно сказать, что мы начали летные испытания комплекса «Ангара» в составе ее первой, самой сложной ступени в составе южнокорейской ракеты-носителя KSLV-1. И начали неплохо. С первого раза.


- До выделения дополнительных бюджетных средств удастся ли сохранить ту техническую инфраструктуру, которая уже создана на космодроме Плесецк?
- Работа на 35-й площадке космодрома как велась, так и ведется. Строители там работают вовсю. Там сейчас 1.500 строителей. Им выделены на этот год средства, причем часть тех денег, которые не были выделены в прошлом году. У меня нет никаких сомнений в том, что не только удастся сохранить, но мы еще ближе продвинемся к началу летных испытаний. На этот год намечена большая программа. Она будет выполнена.


- Расскажите о конкурентных преимуществах «Ангары».
- У нее есть два колоссальных преимущества, которые были заложены в основу создания этой машины: во-первых, вместо целого космодрома, для «Ангары» создается один стартовый комплекс, с которого будут летать все модификации «Ангары»: легкая «Ангара-1-2» - 3,7 тонны на опорной орбите, средняя «Ангара-3» - 14,6 тонны, тяжелая «Ангара-5» - 24 тонны. Этими ракетами закрывается весь диапазон грузов, необходимых к выведению на сегодняшний день. Кроме того, мы сделали «Ангару-7», которая может выводить 35-40 тонн. Таким образом, с одного старта можно работать до 40 тонн.
Второе преимущество «Ангары» - все ракеты «Ангара» делаются из двух элементов: универсальный ракетный модуль УРМ-1 и УРМ-2. Из них набирается любая машина. Это очень важно особенно для производства, для постановки этих модулей на серию. Мы получаем высокую степень серийности, а соответственно - дешевизну производства и надежность. Эти два преимущества делают «Ангару» самой современной. По нашему пути пошел Китай: тоже создает свою «Ангару», правда, она по-другому называется. У него будет пять модулей, но зато девять модификаций машины.


- Может ли «Ангара» выводить КА в дальний космос?
- Для Луны «Ангара-7» может пригодиться. На мой взгляд, для марсианской программы нужно делать сверхтяжелую ракету-носитель. Это должен быть носитель тяжелее, чем «Энергия». «Ангара» может быть прообразом будущего носителя, но не как машина, которая полетит на Марс, так как сверхтяжелая ракета - это новый старт, новая «техника», это совсем другие масштабы. Но это только мое мнение.


 - Вы много рассказали о конкурентных преимуществах «Ангары». А пакет заказов на запуск с помощью этого носителя есть?
 - Перед тем как создавать любой комплекс, обязательно проводится военно-техническая экспертиза комплекса с точки зрения его полезности для того или иного ведомства. Естественно, есть такая программа и для создаваемой «Ангары». Россия будет первой страной, которая запустит с помощью нового носителя космический аппарат. И им будет космический аппарат в интересах Министерства обороны.

 

По материалам сайта газеты "Красная звезда"



Последние статьи:

02.09.2024В Омске открылся инженерный лицей
24.07.2024С днём рождения, любимый "Полёт"!
02.07.2024«Ангара» станет средством выведения модулей РОС
07.05.2024С Днём Победы!
12.04.202412 АПРЕЛЯ — ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКИ
11.04.2024Ракета «Ангара-А5» впервые стартовала с космодрома Восточный
09.04.2024Первая ракета-носитель «Ангара-А5» космодрома Восточный допущена к пуску
26.03.2024На космодроме Восточный ракета космического назначения «Ангара-А5» вывезена на стартовый комплекс
20.03.2024Собрана первая летная «Ангара-А5», стартующая в апреле с космодрома Восточный
19.03.2024На космодроме Восточный завершена сборка космической головной части первой летной ракеты «Ангара-А5»

Новости

02.09.2024
В Омске открылся инженерный лицей

24.07.2024
С днём рождения, любимый "Полёт"!

02.07.2024
«Ангара» станет средством выведения модулей РОС


Правительственные награды

Орден ЛенинаОрден Трудового Красного ЗнамениОрден Октябрьской революции

ГКНПЦ
имени М.В. Хруничева
Государственная корпорация по космической деятельности
Министерство
обороны РФ
Разработка сайта
Дизайн-студия "RayStudio"
"ПО "Полет" – филиал АО "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева"
644021, г.Омск, ул. Б.Хмельницкого, 226
Факс: (3812) 39-72-40
E-mail: info.polet@khrunichev.ru