Истребитель Як-9

Самолет истребитель Як-9 был создан в КБ А.С.Яковлева в конце 1942 года. При его создании за его основу был взят истребитель Як-7Б с мотором М-105ПФ. В КБ провели тщательную ревизию всей конструкции самолета с целью ее облегчения и заменили деревянные лонжероны крыла металлическими. Только одно мероприятие позволило снизить вес примерно на 150 кг. Вооружение состояло из пушки и одного крупнокалиберного синхронного пулемета. Запас топлива был немного увеличен и улучшен обзор из кабины летчика.

 

Производство Як-9 началось в конце 1942 года. Этот самолет обладал отличными пилотажными качествами и превосходной маневренностью, был устойчив на всех режимах полета. Як-9 имел лучшую скороподъемность и вертикальный маневр, чем Як-1 и Як-7Б, больше была и скорость. В целом Як-9 обладал существенно лучшей боеспособностью и мог с успехом бороться с лучшими истребителями противника. На этом самолете производилась наиболее широкая специализация для различных видов боевой деятельности.

 

В 1943 году был создан и выпускался крупной серией Як-9Т, вооруженный пушкой калибра 37 мм, а в 1944 году вышел Як-9К с пушкой калибра 45 мм. Эти истребители предназначались главным образом для атак наземных целей и борьбы с бомбардировщиками противника. В 1943 году на фронт пошли истребители Як-9Д, имевшие увеличенный запас топлива, а в 1944 году был создан и сверхдальний вариант - Як-9ДД, выпускавшийся небольшой серией. Если максимальная дальность полета Як-9 составляла 910 км, то у Як-9Д она была 1400 км, а Як-9ДД 1800 км.

 

Небольшой серией выпускался и истребитель-бомбардировщик Як-9Б, в фюзеляже которого размещалось до 400 кг бомб. После создания и доведения до серии нового мощного мотора В.Я.Климова ВК-107А появилась редкая возможность резко повысить летные качества истребителя Як-9. В самом конце 1943 года появилась новая его модификация Як-9У. Этот самолет имел не только самую лучшую силовую установку, но и существенно улучшенную аэродинамику. На испытаниях Як-9У показал прекрасные летные данные. По сравнению с другими советскими серийными истребителями Як-9У имел самую большую скорость и великолепную скороподъемность. Эти его показатели оказались рекордными для начала 1944 года. Як-9У отличался превосходной маневренностью как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости.

 

В 1944 году Як-9У запустили в серийное производство, и самолеты пошли на фронт. К сожалению, из-за недоведенности мотора ВК-107А летчики-фронтовики не могли использовать боевой режим работы мотора, дающий повышенную мощность. Но, несмотря на это, по сочетанию своих данных самолет Як-9У оставался одним из сильнейших самолетов Советского Союза периода Великой Отечественной войны и имел превосходство над самолетами противника.

 

Производство этого самолета продолжалось в течение нескольких лет и после войны. Як-9Устал одним из последних советских поршневых истребителей с поршневым мотором. Всего было построено 16769 самолетов Як-9 в различных модификациях.

 

Летно-технические характеристики

 

Самолет

Як-9

Як-9У

Год выпуска 1942 1944
Мотор М-105ПФ ВК-107А
Мощность 1210 л.с. 1650 л.с.
Длина самолета 8,48 м 8,5 м
Размах крыла 9,74 м 9,74 м
Взлетный вес 2870 кг 3204 кг
Максимальная скорость у земли 520 км/ч на высоте 4300 м 599 км/ч у земли 575 км/ч на высоте 5000 м 672 км/ч
Время набора высоты 5 км 5,1 мин 4,4-5,0 мин
Время виража 17-18 сек 19 сек
Практический потолок 11100 м. 10650 м.
Дальность полета 660 км. 675 км.
Вооружение 1 пушка 37 мм 1 пулемет 12,7 мм 1 пушка 37 мм 2 пулемета 12,7 мм
"ПО "Полет" – филиал АО "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева"
644021, г.Омск, ул. Б.Хмельницкого, 226
Факс: (3812) 39-72-40
E-mail: info.polet@khrunichev.ru