Новости

К 70-летию ПО "Полет": Первенец завода

03.02.2011


Завод наш под номером 166 создавался из двух эвакуированных московских авиазаводов № 156 и 81 для выпуска пикирующего бомбардировщика Ту-2, спроектированного в ОКБ А.Н. Туполева. В Омске военным летом и осенью 1941 года опытный образец нового самолета начал собираться из комплектующих, доставленных из Москвы. Параллельно шла подготовка к выпуску серии. Все это происходило в неимоверно тяжелых условиях: организовывались цеха, монтировалось эвакуированное оборудование, внедрялись новые технологии.

 

Самолет был цельнометаллическим, технологически очень сложным, имел в своей конструкции принципиально новые системы и агрегаты. В ноябре 1941-го завод собрал опытный образец, 15 декабря он вышел на летные испытания. В их процессе выявлялось много недоработок, самолет был очень «сырой», предварительные испытания затянулись и закончились только лишь 1 августа 1942 года.

 

Первые Ту-2 ушли на фронтовые испытания только в сентябре 1942 года, здесь тоже многое приходилось дорабатывать. Боевая работа Ту-2 началась 14 сентября 1942 года в составе 3-й Воздушной армии под Калинином. Новый бомбардировщик имел целый ряд преимуществ в сравнении с бомбардировщиком Пе-2, стоявшем на вооружении. Ту-2 имел на 100 км/час большую скорость, был лучше защищен, нес значительно больший запас бомб. Оснащенный двумя пушками 37-го калибра, тремя крупнокалиберными пулеметами, имел бомбовую нагрузку до 3 тонн, мог нести 12 реактивных снарядов. Дальность полета составляла 2020 км, потолок – 9000 метров. Самолет отличался повышенной живучестью. Попадал под обстрел зениток, отбивал атаки вражеских истребителей. Тем не менее потерь не было. Немецкие «мессеры» и «фоккеры» охотились за Ту-2. И был приказ экипажам Ту-2 – в случае вынужденной посадки в тылу противника самолет немедленно уничтожить. Ту-2 высоко оценили летчики, однако 7 октября 1942 года вышло постановление Государственного комитета обороны о прекращении выпуска Ту-2 в Омске, фронту нужны были истребители, 166-му заводу поручалось наладить выпуск Як-9.

 

Боевая судьба самолетов Ту-2, собранных в Омске, оказалась славной. И хотя на фронт в 1942–1943 годах попало только 63 машины (всего Ту-2 было произведено нашим заводом 80 единиц), они участвовали во всех крупных сражениях, в том числе в боях на Курской дуге. Производство Ту-2 из Омска передали в Москву на 23-й авиазавод, получивший впоследствии имя М.В. Хруничева (вот с каких пор судьба связала нас с РКЗ и ГКНПЦ).

 

На 23-м заводе было изготовлено более 800 грозных машин, внесших значительный вклад в разгром фашистской Германии. Тогда как Омский авиазавод № 166 приступил в 1942 году к постановке производства истребителя Як-9.

 

Сергей ПРОКОПЬЕВ, редактор газеты "Заводская жизнь"

 

 



Последние статьи:

26.03.2024На космодроме Восточный ракета космического назначения «Ангара-А5» вывезена на стартовый комплекс
20.03.2024Собрана первая летная «Ангара-А5», стартующая в апреле с космодрома Восточный
19.03.2024На космодроме Восточный завершена сборка космической головной части первой летной ракеты «Ангара-А5»
11.03.2024На Стартовом комплексе «Ангара» космодрома Восточный продолжается подготовка к проведению работ с ракетой космического назначения
07.03.2024Поздравляем с Международным женским днем!
26.02.2024Первая летная ракета «Ангара-А5» для Восточного проходит контрольные электроиспытания
22.02.2024С Днем защитника Отечества!
15.02.2024На Восточном завершилась сборка «пакета» ракеты-носителя «Ангара-А5»
01.02.2024Юрий Борисов посетил омский ПО «Полет»
09.01.2024Первая летная ракета «Ангара-А5» доставлена на космодром Восточный
"ПО "Полет" – филиал АО "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева"
644021, г.Омск, ул. Б.Хмельницкого, 226
Факс: (3812) 39-72-40
E-mail: info.polet@khrunichev.ru